Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

МБДОУ ПГО "Пышминский детский сад  № 5"

623550, Свердловская область, пгт. Пышма,

ул. Строителей, д9

Оправдано ли гендерное

 

 

Девочкам - куклы, мальчикам - машинки.

Оправдано ли гендерное разделение  игрушек?

 

Вероятно, игрушки появились на земле тогда же, когда и люди. И первыми игрушками принято считать погремушки, свистульки, трещотки. Играя, ребёнок гармонично воспитывается, приобщается к труду, отдыхает. В игре дети растут, развиваются, познают то, что их окружает в действительности. Игру, игрушки в детском возрасте нельзя подменять, запрещать, заменять. Не давать играть – всё равно, что лишать детства.

 

Игрушками играли и крестьянские дети, и цесаревичи, и президенты. Ассоль играла корабликами и верила в чудеса. Актриса О.Л. Книппер-Чехова играла в домашний театр и стала актрисой МХАТ. Игрушки должны помогать развивать способности, навыки – всё закладывается в детстве. Ребёнок, словно губка, всё впитывает. Достаточно вспомнить Спарту. Мальчиков воспитывали воинами, обучая военной подготовке и спортивным играм. В азиатских странах малыша рано садили верхом на коня, потом давали деревянную игрушечную лошадку на палке, воспитывая хорошего наездника.

В первые месяцы жизни с помощью ярких, крупных, шумящих игрушек, у малышей развиваются органы чувств, накапливаются зрительные и слуховые впечатления, формируются положительные эмоции. После полугода развивающие игрушки необходимы для обогащения опыта, формирования познавательной активности, усвоения действий с предметами, играть сидя, стоя, ходить с ними.

Подрастая, дети подражают мамам и папам. Мальчики – мужчинам. Девочки – неосознанно женщинам. До 20-го века не было науки о детстве. Дети воспринимались, как маленькие взрослые. Соответственно, к ним так и относились. Но дети, воспроизводя действия старших, играли: в дочки-матери, в наездника и в другие игры, подражая. Взрослые через фольклор, обрядовые и ритуальные игры и игрушки (что своего рода является игрой для детей) передавали знания и опыт, и здесь шло разделение не только возрасту, а и по полу ребёнка.

 

В современном обществе многое изменилось. Но гендерное разделение игрушек стихийно продолжает существовать. Неосознанно девочки выбирают женское - кукол, кукольную посудку, игрушечную колясочку. Мальчики, если им предложить игрушки для девочек и машинки, скорее всего, выберут технику. В том и другом случае и девочки и мальчики не будут обделены в развитии. Они будут крутить, вертеть, толкать, манипулировать. В этом случае развивается моторика – пальчики и руки, а значит, развивается ребёнок. Почти все мальчики, видя яркую куклу, мягкую игрушку, некоторое время будут ею заниматься. Точно так же поступят и девочки, если им предложить яркую машинку. Однако за мальчиками обычно остаются «мальчишечьи» игрушки, а за девочками «девчачьи», так как дети соответственно подражают взрослым. Девочки больше находятся с мамой, видят, запоминают её поведение. Мальчики – с папой.

 

В играх дети подражают действительности взрослых. Игрушки помогают в сюжетных играх, формируют отвлечённое мышление. Поэтому важны атрибуты взрослых – защитный шлем у мотоциклиста, дамская сумочка у мамы, молоток у папы, расчёска у парикмахера, колпак и фартук повара, мел и красная паста у учителя, дирижёрская палочка у дирижёра, микрофон у певца. Дети будут играть в те ролевые игры, события которых они пережили в своём небольшом жизненном опыте – в магазине, на железной дороге, в городском транспорте, в парке. Видя помощь отца маме в домашних делах, мальчики будут поступать точно так же. Если папа моет посуду, мальчики, вполне вероятно, включатся в игру девочек, и тоже будут участвовать в подобной игре – мытье посуды. Дети повторяют, копируют своих родителей.

 

Ни в коем случае не запрещайте ребёнку играть в игрушки, которые традиционно считаются предназначенными для детей противоположного пола! Ведь на самом деле нет игрушек только для девочек или только для мальчиков, это исключительно предрассудки взрослых. Ваша дочь отказывается от новой куклы и просит машинку? Купите ей машинку. Ведь в играх с машинками дети быстро усваивают, как нужно ориентироваться в пространстве, где право, а где лево. А ещё в играх с машинками гораздо легче выучить правила дорожного движения и поведения на дороге.

 

Ваш сын давно забросил свои конструкторы и самолётики и с удовольствием играет с девочками в куклы и мягкие игрушки? Прекрасно! Не препятствуйте этому! Даже очень хорошо, если вы подарите мальчику куклу-пупса и игрушечную коляску. Пусть он кормит своего пупса, гуляет с ним, меняет пелёнки, укладывает спать. В этом ничего смешного или странного. Так мальчик учится проявлять заботу сначала об игрушках, а затем и о людях во взрослой жизни. Скорее всего, такой мальчик в дальнейшем превратится в прекрасного заботливого мужчину и станет хорошим отцом. А маленький любитель переодевать кукол, возможно, в будущем станет знаменитым модельером! Кстати, в старые времена в России и девочкам, и мальчикам с младенчества давали играть самодельной куклой, сшитой из кусочков ткани.

 

Вопреки распространённому стереотипу, девочка-любительница машинок вовсе не вырастет «пацанкой», а мальчик от игр с куклами не превратится в «тряпку».  Просто не мешайте ребёнку играть в то, что ему нравится. Всё равно ближе к периоду взросления наступит время, когда дети снова потянутся к  «подобающим» их полу игрушкам и другим предметам.

 

Так  взрослые, выбирая игрушки для детей, способствуют формированию их всестороннего и гармоничного воспитания.

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"